Британский психолог, автор книги The Element: How Finding Your Passion Changes Everything сэр Кен Робинсон говорит, что всему виной среда, в которой и без того ограниченные психические ресурсы человека быстро расходуются на непрерывный поток информации, над которой никогда нет времени как следует поразмыслить. Можно попробовать на время отказаться от ТВ, телефона и Интернета, чтобы почувствовать прилив энергии. Но нет, человек находится в наркотической зависимости от информационного потока. При этом настоящие открытия, способные перевернуть сознание, остаются мало кем востребованы. Открытия ученых, например.
Принято считать, что одни люди обладают творческими способностями, другие – нет. Однако это не так. Творческие способности заложены в каждом человеке. Но система подавляет их через детские сады и школы. Дивергентность – это способность человека мыслить нестандартно, что и является главной творческой составляющей. Так вот, по результатам исследований, если у дошкольников уровень дивергентности составляет 98 процентов, то на выходе из школы – всего 10, продолжая понижаться. К 25 годам у человека в среднем остается не больше 2 процентов. Вот простой пример. Оказавшись в любой кризисной ситуации, например, отключение электричества, жители больших городов впадают в панику.
Зависимость от технологий настолько серьезно может развиться, что человек становится беспомощным и не способным на нестандартные решения, считает эксперт Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ Евгений Татаринцев:
"Современные технологии позволяют получить результат с гораздо меньшими усилиями, когда мы отдаем механическим или электронным устройствам выполнение ряда функций, о которых вообще перестаем задумываться. Например, современные дети намного хуже считают в уме: на кнопку нажал, получил результат. Это, с одной стороны, позволяет высвободить энергию. С другой, человек просто не напрягается. Некоторые психологи говорят о том, что способность к творчеству может снизиться именно по той причине, что детские фантазии начинают видоизменяться, потому что когда-то ребенок брал палочку и представлял, что это лошадка. Сейчас есть конкретная визуализированная форма, и это уже сужает возможный потенциал".


Вся система образования построена таким образом, чтобы убить способность к мышлению. По словам Евгения Татаринцева, пагубно сказывается стремление с начальной школы давать углубленные уроки информатики. Вместо того чтобы заниматься рисованием и лепкой, дети готовят презентации, которые уже состоят из готовых шаблонов. Теоретически в школе можно создать условия, в которых ребенок будет творчески развиваться, но главную роль должны играть именно родители. Вот что рекомендует наш эксперт.


"Общая рекомендация – это два фактора. Первый – мотивировать к достижению чего бы то ни было и при этом создавать препятствия. Но такие, которые можно обойти именно нестандартным путем. Когда человек хочет чего-то достичь, но у него не получается, он начинает задумываться, почему и как можно этого достичь. У Туве Янсен про муми-троллей есть эпизод, когда они подходят к лавке и там идут две дорожки. И одна из них прямая, а вторая, наоборот, петляет. И звучит такая фраза: как знать, а может, именно по такой кривой, но более веселой дорожке путь окажется легче и интереснее. Я не призываю запутывать, но детские головоломки, между прочим, хороший способ заставить думать человека. Даже во взрослом возрасте".
С рождения дети нацелены на изучение мира. Они разумны, активны и восприимчивы, потому что все три основные функции действуют сообща: разум, тело и эмоции. Именно гармония трех начал обеспечивает правильное развитие, основанное на любопытстве и интересе, уверена психолог Анфиса Калистратова. Она четко сформулировала, как человек теряет себя, интеллектуально отделяясь от своего тела:
"Большинство людей не чувствует свое тело, свои эмоции. Не анализирует их, не осознает. Именно это нас делает роботами. У детей очень хорошо развита эта телесная разумность. Они очень хорошо чувствуют свое тело, свои эмоции и эмоции окружающих. Но за счет того, что у нас достаточно жесткое воспитание, ребенок отделяется от тела, эмоций, на него навешиваются какие-то стереотипы, обязанности".


Как же вернуть ощущение себя в этом мире и понять, куда и зачем ты идешь? Никогда не поздно об этом задуматься, считает собеседница "Голоса России":
"Чтобы восстановить свою осознанность, начинают именно с телесных практик, эмоциональных и тех, которые работают с чувством. Например, гештальд-терапии, арт-терапии, процессуальной терапии. Йога хорошо помогает. Когда человек начинает осознавать себя, он по-другому начинает думать. В нем открываются творческие способности. Вообще, это есть в каждом человеке. В каждом".
Психологи называют две болезни XXI века, точнее – два вида неврозов, которые заполонили сознание большинства людей. Это нехватка денег и нехватка времени. И тот и другой – чистой воды фантом, подмена истинных потребностей. А открыть их в себе можно, лишь остановившись на мгновение и заглянув в себя. Что нам нужно на самом деле? Чего мы хотим? Куда идем?