
Поверхностное восприятие информации, которое культивируется в современном обществе, полностью стирает личностную оценку происходящего, делая из человека робота на службе системы.
Образование, система ценностей, навязанная
социумом, телевизором, родителями – все направлено на то, чтобы человек
как можно меньше думал. Сегодня правильное воспитание и практики
саморазвития стали доступнее благодаря тем же СМИ. "Голос России" задался вопросом, как вернуть людей в русло осмысленности и разумного отношения к собственной и чужой жизням?
Британский
психолог, автор книги The Element: How Finding Your Passion Changes
Everything сэр Кен Робинсон говорит, что всему виной среда, в которой и
без того ограниченные психические ресурсы человека быстро расходуются на
непрерывный поток информации, над которой никогда нет времени как
следует поразмыслить. Можно попробовать на время отказаться от ТВ,
телефона и Интернета, чтобы почувствовать прилив энергии. Но нет,
человек находится в наркотической зависимости от информационного потока.
При этом настоящие открытия, способные перевернуть сознание, остаются
мало кем востребованы. Открытия ученых, например.
Принято
считать, что одни люди обладают творческими способностями, другие –
нет. Однако это не так. Творческие способности заложены в каждом
человеке. Но система подавляет их через детские сады и школы.
Дивергентность – это способность человека мыслить нестандартно, что и
является главной творческой составляющей. Так вот, по результатам
исследований, если у дошкольников уровень дивергентности составляет 98
процентов, то на выходе из школы – всего 10, продолжая понижаться. К 25
годам у человека в среднем остается не больше 2 процентов. Вот простой
пример. Оказавшись в любой кризисной ситуации, например, отключение
электричества, жители больших городов впадают в панику.
Зависимость
от технологий настолько серьезно может развиться, что человек
становится беспомощным и не способным на нестандартные решения, считает
эксперт Института психологии, социологии и социальных отношений МГПУ Евгений Татаринцев:
"Современные
технологии позволяют получить результат с гораздо меньшими усилиями,
когда мы отдаем механическим или электронным устройствам выполнение ряда
функций, о которых вообще перестаем задумываться. Например, современные
дети намного хуже считают в уме: на кнопку нажал, получил результат.
Это, с одной стороны, позволяет высвободить энергию. С другой, человек
просто не напрягается. Некоторые психологи говорят о том, что
способность к творчеству может снизиться именно по той причине, что
детские фантазии начинают видоизменяться, потому что когда-то ребенок
брал палочку и представлял, что это лошадка. Сейчас есть конкретная
визуализированная форма, и это уже сужает возможный потенциал".
Вся
система образования построена таким образом, чтобы убить способность к
мышлению. По словам Евгения Татаринцева, пагубно сказывается стремление с
начальной школы давать углубленные уроки информатики. Вместо того чтобы
заниматься рисованием и лепкой, дети готовят презентации, которые уже
состоят из готовых шаблонов. Теоретически в школе можно создать условия,
в которых ребенок будет творчески развиваться, но главную роль должны
играть именно родители. Вот что рекомендует наш эксперт.
"Общая
рекомендация – это два фактора. Первый – мотивировать к достижению чего
бы то ни было и при этом создавать препятствия. Но такие, которые можно
обойти именно нестандартным путем. Когда человек хочет чего-то достичь,
но у него не получается, он начинает задумываться, почему и как можно
этого достичь. У Туве Янсен про муми-троллей есть эпизод, когда они
подходят к лавке и там идут две дорожки. И одна из них прямая, а вторая,
наоборот, петляет. И звучит такая фраза: как знать, а может, именно по
такой кривой, но более веселой дорожке путь окажется легче и интереснее.
Я не призываю запутывать, но детские головоломки, между прочим, хороший
способ заставить думать человека. Даже во взрослом возрасте".
С
рождения дети нацелены на изучение мира. Они разумны, активны и
восприимчивы, потому что все три основные функции действуют сообща:
разум, тело и эмоции. Именно гармония трех начал обеспечивает правильное
развитие, основанное на любопытстве и интересе, уверена психолог Анфиса Калистратова. Она четко сформулировала, как человек теряет себя, интеллектуально отделяясь от своего тела:
"Большинство
людей не чувствует свое тело, свои эмоции. Не анализирует их, не
осознает. Именно это нас делает роботами. У детей очень хорошо развита
эта телесная разумность. Они очень хорошо чувствуют свое тело, свои
эмоции и эмоции окружающих. Но за счет того, что у нас достаточно
жесткое воспитание, ребенок отделяется от тела, эмоций, на него
навешиваются какие-то стереотипы, обязанности".
Как
же вернуть ощущение себя в этом мире и понять, куда и зачем ты идешь?
Никогда не поздно об этом задуматься, считает собеседница "Голоса России":
"Чтобы
восстановить свою осознанность, начинают именно с телесных практик,
эмоциональных и тех, которые работают с чувством. Например,
гештальд-терапии, арт-терапии, процессуальной терапии. Йога хорошо
помогает. Когда человек начинает осознавать себя, он по-другому начинает
думать. В нем открываются творческие способности. Вообще, это есть в
каждом человеке. В каждом".
Психологи
называют две болезни XXI века, точнее – два вида неврозов, которые
заполонили сознание большинства людей. Это нехватка денег и нехватка
времени. И тот и другой – чистой воды фантом, подмена истинных
потребностей. А открыть их в себе можно, лишь остановившись на мгновение
и заглянув в себя. Что нам нужно на самом деле? Чего мы хотим? Куда
идем?
Комментариев нет:
Отправить комментарий