вторник, 11 февраля 2014 г.

"Однажды в новом мире"




Детский писатель и опытный педагог Марина Аромштам помогает маленьким читателям найти ответы на сложные философские вопросы о мироустройстве







Актуальное чтиво
Писательница Марина Аромштам почти двадцать лет была учителем начальных классов (как сама говорит, учителем-экспериментатором), делала инновационные проекты для детских учреждений, занималась педагогической журналистикой.


Сейчас Марина - редактор сайта "для тех, кто читает детям", "Папмамбук", но главное - она любимый детьми и родителями писатель, автор умных и добрых книг для детей. Поводом к нашей встрече с Мариной Аромштам стало ее новое произведение - философская сказка "Однажды в новом мире":
"Жанр сказки: Сказок много не бывает, и новые сказки должны появляться все время. Но у меня есть субъективное ощущение, что сказка как жанр переживает кризис. Авторская сказка расцвела в XX веке. XIX век был веком фольклорной народной сказки, ее открывали для себя, пересказывали. А ХХ век был веком авторской сказки.
Такое ощущение, что в сказке как в жанре все уже произошло. Я говорю про сказку, которая должна быть не
очень длинная, в ней исчисляемое количество персонажей. Либо получается какая-то вторичность - очень сложно создать что-то новое. Либо такое ощущение, что все волшебство уже испробовано и оно обессилело. Все сказочные персонажи трансформировались.
Например, что произошло с Бабой-Ягой? Появилась и добрая, и смешная, у нее есть разные ипостаси типа старухи Шапокляк. В каких-то новых авторских сказках ты наблюдаешь, что либо сказка переводится в разряд иронической литературы, и уже невозможно относиться к этому серьезно, либо наблюдается нагнетание волшебства.
Одной злой принцессы мало - нужно сто, одной говорящей луны мало - надо чтобы "обрушились" и луна, и звезды, и солнце, а внизу ждала машина времени, а в ней сидел дракон. Я не знаю, как преуспеть в этом жанре. Это открытый вопрос".
На самом деле, для читателей Марины Аромштам это вопрос решенный. Ее сказки-притчи, повесть в рассказах "Мохнатый ребенок" пользуются заслуженной любовью у ребят, а повесть "Когда отдыхают ангелы" получила Большую премию национального литературного конкурса "Заветная мечта", причем первое место ей присудило именно детское жюри.
Писательница же, по собственному признанию, из всех своих книг больше всего любит сложное экологическое фэнтези "Легенда об Ураульфе, или Три части Белого". Это произведение, которое заставляет задуматься о взаимоотношениях современного человека с природой.
Марина Аромштам и в литературе остается педагогом-экспериментатором. И потому ответы на важные вопросы у нее находятся не только для детей, но и для родителей и учителей. Ее книги помогает ребенку познавать современный сложный мир. Новая книга писательницы отвечает на детские вопросы о мироустройстве:
"Есть такой момент около пяти лет, когда, как я говорю, ребенок теряет райскую невинность. И теряет он ее не потому, что ему исполнилось пять лет, а потому, что у него начинает развиваться рациональное мышление, которое связано с осознанием причинно-следственных связей.
Происходит новый скачок в мышлении - собственно, то, что делает возможным дальнейшее обучение, в частности обучение чтению. Что такое причинно-следственная связь? Это значит, ты понимаешь, что у любого явления есть начало и конец. Это значит, ты начинаешь понимать что-то про себя и спрашивать, откуда я появился, и умру ли я. Это вещи, которые тесно переплетены с интересом, откуда вообще что взялось.
Есть такая вещь в психологии, называется проективная методика "дом-дерево-человек". Проективная методика - это способность человека проецировать себя на что-то. Психолог может предложить нарисовать дом, дерево и человека. Это три очень важных образа, которые существуют в самых древних культурах.
Например, дерево. Оно есть во всех религиях, произрастает в центре мира, это может быть древо мира или древо познания добра и зла. Мне показалось любопытным рассказать об этом, сделать художественное введение в культурологию".
В первой главе новой сказки Марины Аромштам в совсем еще новом мире вырастает дерево и вокруг него из хаоса возникает порядок. Во второй главе появляются животные и человек:
" Про человека написать было не очень сложно, потому что мне всегда казался очень интересным сюжет с имянаречением зверей Адамом, когда они проходят перед ним, и он каждому дает имя. Когда ты даешь имя, с одной стороны, ты постигаешь суть, а с другой - даешь этому существу или вещи жизнь. Даешь жить в своем знаковом пространстве. И детей это совершенно завораживает".
С домом было сложно, мне хотелось много всего уместить туда. Дом человека - это микрокосмос, земной путь человека начинается с того, что человек придумывает, как ему построить дом. Там тоже есть вещи, которые поражают детей. Я помню свою радость, когда я рассказала ученикам, откуда взялось слово "окно". Они были поражены, что окно происходит от слова "око", а слово "улица" - от сочетания "у лица дома".
Тем не менее, надо было найти драматическую коллизию, надо было, чтобы появился мотив строить дом. Дом нужен там, где возникает семья и где будет ребенок.
Одна моя маленькая знакомая, которая уже все это освоила, страшно обрадовалась этому открытию, что с самого начала, как только человек появился, он задумался над тем, что у него будет маленький человек. Она радостно догадалась, что это будет "дитенок" (она именно так и говорит)".
Из таких маленьких открытий будущий большой человек и строит свой собственный новый мир. Мы можем только помочь ему в строительстве, вовремя предложив хорошую книгу.
Читать полностью: http://rus.ruvr.ru/radio_broadcast/91690097/226805781/

Комментариев нет:

Отправить комментарий