воскресенье, 20 января 2013 г.

Домашние задания

Учимся запоминать

Некоторые дети могут подолгу, иногда часами, сидеть над одной страницей, пытаясь выучить четверостишье, но никак не могут ничего запомнить.
 
 Концентрация испаряется и мотивация снижается, а выполнение задания затягивается до бесконечности. И тогда подключаются отчаявшиеся родители, которым хотелось бы иметь под рукой воронку, чтобы за считанные минуты залить в голову ребенка то, что он должен запомнить.
Но даже если ребенку легко учиться, это вовсе не его врожденная способность, все не просто так. Иногда малышу необходимо «научиться учиться».
Традиционно различают два типа памяти: зрительную и слуховую. Несколько лет назад к ним добавился третий канал — механическая память. Дети, которые запоминают в механическом режиме, опираются на движения, чтобы удержать в памяти то, что они учат. Этот режим удобен для видов деятельности, где необходимо запоминать изменения положений тела (танец, гимнастика). Можно также ввести движения в статический режим обучения, например, записывая (осознавая каждое движение авторучки) или создавая свою собственную схему или таблицу. В обучении написание от руки имеет большое значение, так как при этом информация попадает в «словарь», который используется человеком всю жизнь.
Выясните, какой канал памяти ребенок использует наиболее эффективно. Бесполезно заставлять его десять раз переписывать таблицу умножения, если его память опирается скорее на слух. В этом случае больше пользы, если ребенок будет громко и четко повторять таблицу вслух.
Вспомним несколько основополагающих тезисов, связанных с памятью:
  • Необходимо понимать, что учишь. Информация должна был понятна, иначе ее не усвоить.
  • Следует опираться на конкретные ориентиры. Если выделить в тексте ключевые слова, за которые ребенок мог бы уцепиться (главные слова в фразе или в уроке), выделить и разобрать особенно сложные слова (выписать отдельно, чтобы их запомнить), то запомнить будет проще.
  • В задании, где много параграфов, или в стихотворении, где много строф, покажите ребенку логику, связывающую идеи или концепции, чтобы он понял их порядок.
  • Используйте все каналы запоминания (визуальный, слуховой, механический), чтобы эффективнее закрепить новые знания.
  • Иногда могут помочь картинки или коротенькие специально придуманные истории, героями которых могут стать, например, части речи.
  • Чаще тренируйте память с помощью визуальных игр (спрятанные слова или предметы), ориентирования (находить цвет, предмет). Учите наизусть стихи.
  • Избегайте переливания из пустого в порожнее, это перегружает память. Лучше даже отложить урок на несколько часов, чтобы вернуться к нему позже и спокойно перечитать.
Предлагаю вам серию простых упражнений, нацеленных на мобилизацию способности воспринимать информацию. Эта способность очень пригодится ребенку в учебе.
Техника: тренировка памяти
Продолжительность: 10 минут
Первая часть
  • Попросите ребенка сесть и самостоятельно успокоиться (дыхание, точки опоры, корональный центр...) и закрыть глаза.
  • Когда он будет готов, попросите его представить школьную доску. Пусть уточнит, обычная она или маркерная. Если он произвольно назовет обычную, он будет писать на ней мелом, если маркерную — маркером.
  • Пусть нарисует на доске квадрат (воспользуйтесь случаем, чтобы напомнить, что у квадрата четыре равные стороны и четыре прямых угла). Пусть запомнит его (как если бы сфотографировал), затем сотрет. После этого пусть нарисует круг, запомнит и сотрет; затем треугольник — запомнит и сотрет; затем шестиконечную звезду (уточните, что здесь вершина первого треугольника повернута вверх, а у второго треугольника, который перекрывает первый, вершина повернута вниз), которую он также запомнит и сотрет. Доска осталась чистой.
  • Затем попросите его снова нарисовать эти фигуры, как будто вместо кончика указательного пальца у него мел (или маркер). Он рисует в воздухе пальцем (это позволит вам удостовериться в том, что он делает). Повторите медленно четыре предыдущие фигуры, каждый раз по схеме «я рисую, я запоминаю, я стираю».
  • После этого повторите третий этап упражнения уже без помощи. Ребенок представляет доску и мысленно заставляет появиться квадрат, затем заставляет его мгновенно исчезнуть. То же с кругом, с треугольником и звездой. В конце доска снова чиста.
Это упражнение мобилизует память, одновременно зрительную (он представляет в уме картинку), слуховую (вы произносите название каждой фигуры) и механическую (он рисует каждую фигуру, движение отпечатывается в его памяти). Это потрясающий предваряющий работу по запоминанию метод, не пренебрегайте им. Вы также можете разнообразить его, используя набор простых цифр (1, 2, 3, 4), которые вы можете смешивать, чтобы создавать другие числа (например 123,231,432...).
Вторая часть
Когда ребенок привыкнет к этому упражнению, вы можете перейти ко второму этапу.
  • Глаза должны быть закрыты на протяжении всего упражнения. Дайте ребенку время на то, чтобы успокоиться, и попросите его снова представить чистую доску.
  • Попросите его мысленно написать на доске рядом буквы Н и А. Пусть прочтет то, что написал («на»). Справа ОТ А пусть добавит букву Д и прочтет («над»). Затем предложите добавить О после Д и прочесть («надо»),
  • Теперь пусть поставит К после О, заменит Н на С и перед С добавит О («осадок»).
Вы вольны варьировать это упражнение день ото дня, меняя слова. Не растягивайте выполнение упражнения, оно не должно длиться долго. Речь не о том, чтобы совершить что-то сложное, а о том, чтобы открыть каналы запоминания. После такой стимуляции они начнут лучше служить реальному обучению.
Учиться непросто, и вы можете помочь ребенку в этот очень важный для него момент. Все это будет иметь смысл, если ребенок усвоит эти приемы, научится применять то, чему вы его научили, самостоятельно.
Однако некоторые родители приходят в смятение, отметив что, несмотря на часы усердного труда, ребенок достиг лишь ничтожного результата или, написав контрольную, жалуется что «ничего больше не знает».
Первая из возможных причин утраты приобретенных знаний относится к качеству обучения. Если уроки были выучены из-под палки или из последних сил, с течением времени эти знания, скорее всего, будут утрачены.
Вторая причина - в стрессе. В ситуации, когда ребенок должен отвечать урок на оценку, он может находиться в состоянии страха, которое блокирует его сознание. Все дело в химических процессах, происходящих в мозге. В сердце нашего «процессора» расположена лимбическая система (от лат. limbus граница, край) — совокупность ряда структур головного мозга.); обычно считается, что там находится центр эмоции. Миндалина мозжечка играет в нем роль неусыпного привратника, дешифрующего внешние раздражители, чтобы определить, не являются ли они опасными или угрожающими. Если ситуация спокойна, миндалина тоже спокойна, и гиппокамп (от др.-греч. морской конек) — часть лимбической системы головного мозга (обонятельного мозга). Участвует в механизмах формирования эмоций, консолидации памяти (то есть перехода кратковременной памяти в долговременную), находящийся совсем рядом, может позволить воспринимать новые знания и накапливать их. И наоборот, если миндалина обнаруживает потенциальную угрозу, она мобилизуется на укрепление внешней защиты в ущерб запоминанию. Ребенок должен успокоиться, чтобы иметь доступ к своей памяти и своим знаниям. И он должен обладать достаточной уверенностью в себе, чтобы извлекать из памяти уже известный ему материал.
Обсудите вместе с ребенком самую подходящую для него схему работы при выполнении контрольной. Иногда лучше сначала дать себе несколько минут, чтобы успокоиться и «встать на якорь» (скоро мы узнаем, как это делается), чем заставлять себя мгновенно кидаться на амбразуру, чтобы поскорее справиться с заданием.
Парализованный страхом, ребенок может исчерпать все свои силы, пока выуживает из памяти свои знания, которые, как ему кажется, улетели навсегда (и которые часто вновь возвращаются, стоит ему выйти из класса). Родители иногда попрекают своих детей, как будто те «специально» не могут ничего вспомнить... А малыши на самом деле просто не могут справиться с химическими процессами в мозге, и их вины тут нет.
Многие техники, которые мы разбирали ранее, могут помочь ребенку вернуть состояние покоя в сложной ситуации. Это брюшное или успокаивающее дыхание (с визуализацией освобождения от противных черных туч, которые скрывают то, что он выучил), и техника, способствующая концентрации (осознать свои точки опоры и почувствовать корональный центр).
Добавим к ним еще одну технику, которая позволит ребенку найти стабильное положение, то есть «встать на якорь».
Техника: корешки
Продолжительность: 3-4 минуты
Порядок действий:
  • Предложите ребенку сесть так, чтобы его ноги касались пола (он может придвинуться на краешек стула или подложить под ноги что-нибудь, например портфель).
  • Не закрывая глаз, нужно зафиксировать внимание на ногах. Пусть ребенок опишет вам, что он ощущает на уровне ног: контакт с носками, с обувью, температуру ног, давление на пол... Он должен ощущать, «какие тяжелые» у него ноги, как будто бы они на несколько сантиметров вросли в пол.
  • Посоветуйте ему представить, что он растение, что от его ног отходят маленькие корешки, которые уходят все глубже и глубже и дают ему все больше силы. Он может почувствовать себя крепким и сильным, и совершенно спокойным.

Материал  заимствован  ЗДЕСЬ

Комментариев нет:

Отправить комментарий