среда, 22 августа 2012 г.

Школа для Тома Сойера

У меня зазвонил телефон

Школа,  где  можно...

У меня зазвонил телефон.
- Кто говорит?
- Слон.
 

Слушали с учениками 2-го класса аудиокнигу «Телефон» в исполнении К.И. Чуковского, обсуждали это произведение. Покажется странным, что второклассники читают стихи, хорошо известные им с раннего детства. Может, именно с таких «дошкольных» книг и стоит начинать изучать литературу в начальной школе? С книг, которые читали родители или бабушки. Самое первое, раннее знакомство с текстом предполагает восприятие непосредственное, прямое, эмоциональное. Читая же произведение повторно, самостоятельно в школе, дети могут оценить его «со стороны». Увидеть не то, что написано, а то, как написано, как сделан текст. Пожалуй, в начальной школе нужно читать не просто детские книжки, а «очень детские» книжки, для того чтобы вернуться к своему «дошкольному» восприятию и по-другому теперь посмотреть на то, что было хорошо известно с раннего детства.В чем смысл обучения чтению в начальной школе? Естественно, дети должны правильно читать с определенной скоростью, понимать текст. Что значит «понимать текст»? Все ли слова знакомы детям, могут ли они определить, кому из персонажей принадлежат слова, могут ли пересказать произведение. Часто для начальной школы этого бывает достаточно. И именно такую сверхзадачу ставят перед собой и детьми учителя при обучении чтению. Но только ли это?
Может, для, так сказать, «литературоведческого» прочтения произведения нужна другая точка зрения, где важен уже не сюжет, а важно именно то, как написано произведение. Но детей не спросишь напрямую о том, как написан текст и какие приемы использовал автор. Надо создать ситуацию для такого «отстраненного» взгляда. Обратить детское внимание на то, что заставило сердце биться чаще, что взволновало, потрясло, произвело впечатление. Можно выделить эти «необычные» и «особые» строчки в тексте.
Наш диалог с детьми строился следующим образом:
- Скажите, какие фрагменты вам показались смешными, удивительными? Где встретились неожиданные слова? Какие слова вам запомнились?
- Что вам надо? Шоколада, - засмеялась Маша.
- А много ли прислать? Да пудов этак пять или шесть, - ухмыльнулся Федя.
- Ох, нелегкая это работа - Из болота тащить бегемота! – вздохнули хором.

Над диалогом с газелями смеялись все.

- Что здесь особого? Почему вам так понравилось это место?

- Потому что Чуковский читает это с быстротой, - ответил Саша.

Так дети смогли проанализировать собственные чувства, посмотреть со стороны на хорошо знакомый им текст. Они задумались над тем, почему та или иная строчка вызывает у них определенные эмоции.
Такая попытка понять, почему какие-то фрагменты текста производят сильное впечатление, вызывают смех или грусть, особые переживания, и есть начало школьного литературоведения. Пожалуй, это и есть литература. Ведь сама по себе история о том, что какому-то дяденьке звонят различные персонажи и просят у него какого-то одолжения, не вызывает никаких чувств. Обычная история не вызывает эмоций. Документальное кино – это не художественный фильм, фотография – не картина, исторический источник – не литературное произведение. Понять, каким образом о простом и обычном событии написано как-то особенно, в этом и есть литература
.

Комментариев нет:

Отправить комментарий