среда, 22 августа 2012 г.

Селестен Френе (род.1896г.) педагог- новатор

Селестен Френе "Педагогические постоянные" 

1. Ребенок - такой же человек, как и взрослый.



2. Большой рост - не основание для того, чтобы смотреть на других свысока.

3. Поведение ребенка в школе - это производная от его психологического и физиологического состояния.

4. Никто - ни взрослый, ни ребенок - не любит подчиняться силе.

5. Никто не любит ходить строем, потому что «строй» - это всегда подчинение внешней силе.

6. Никто не любит, когда его принуждают выполнять какую-либо работу, даже если эта работа сама по себе не вызывает отвращения. Принуждение парализует человека.

7. Человек предпочитает сам выбирать себе работу - пусть даже этот выбор не несет ему явных преимуществ.

8. Никто не любит работать вхолостую, как робот, то есть выполнять действия и подчиняться
правилам, смысл которых он не понимает.

9. Нам надо научиться пробуждать интерес!

10. Никакой схоластики!

10 а. Человек стремится к успеху. Безуспешность губит желание работать.

10 б. Труд, а не игра - вот естественное занятие для ребенка.

11. Не объяснение учителя и не наблюдение за тем, как работает другой (обычная школьная методика), а «Познание на ощупь» - вот естественный и общий закон познания.

12. Память - а на этом держится вся Школа - является ценностью только в том случае, когда она отвечает жизненным интересам ребенка.

13. Знания приобретаются не через выучивание правил и законов, как обычно думают, - а опытным путем. Начинать с правил и законов - в изучении языка, искусств, математики, других наук - все равно что запрягать телегу впереди лошади.

14. Мышление не является, как учит схоластика, особым свойством, возникающим в отрыве от опыта, в стороне от реальной жизни человека.

15. Школа культивирует лишь абстрактную форму мышления, которая в отрыве от жизни, становится лишь игрой в слова, в чужие мысли.

16. Ребенок не любит слушать лекции.

17. Ребенок не устает от работы, если она ему интересна, отвечает его насущным потребностям.

18. Контроль с последующим наказанием воспринимается как унижение достоинства, особенно если это происходит публично. Никто - ни взрослый, ни ребенок - не любит такой «контроль».

19. Оценки и рейтинги не нужны.

20. Говорите как можно меньше.

21. Ребенок не любит работать «в стаде», когда индивид превращается в робота. Он любит работать сам no себе или в команде, в обстановке сотрудничества.

22. Порядок и дисциплина необходимы на уроках..

23. Наказания не нужны. Это унижает ученика и никогда не позволяют добиться поставленной цели. Наказания - это худший способ решения проблемы.

24. Новая школа предполагает существование коллектива, каждый член которого, в том числе учитель, принимает участие в управлении.

25. Переполненные классы - серьезная проблема школы

26. Крупные школы приводят к обезличиванию учителей и учеников.

27. Демократия завтрашнего дня рождается  в Школе. Авторитарная школа не может вырастить человека демократических убеждений.

28. Учить детей можно только в обстановке уважения. Уважение к ученикам, а в первую очередь к учителям - одно из первых условий обновления Школы.

29. Педагогический консерватизм - элемент социального и политического консерватизма - серьезная реальность, мы должны помнить об этом и уметь противостоять этой силе. (

30. Нами движет и придает силы оптимизм и вера в жизнь.



Перевод с французского - Р.Курбатов.

Комментариев нет:

Отправить комментарий